Официальный сайт. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 34

Официальный сайт. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 34

История школы

Вернуться: Школьный музей <<

О нас в прессе: Школа нашей мечты. // Иркутский авиастроитель, 12 декабря 2013 г. (pdf, 1.6МБ)

О нас в прессе: С юбилеем, любимая школа!. // Иркутский авиастроитель №42 от 6 декабря 2018 года (pdf, 2МБ)

Школа... Это не просто здание, где учатся дети. Школа заполняет уголок в твоей душе, куда ты забираешься каждый раз, вспоминая своё детство и юность. Школа – это большой мир, мир твоих мечтаний, надежд, мир, из которого ты делаешь первые шаги во взрослую жизнь. Какими шаги, по какой дороге они будут сделаны, во многом зависит от того, насколько человек окреп и повзрослел в стенах

Музей школы 34. Иркутск Музей школы 34. Иркутск

Впервые школа была открыта в 1938 году. В то время это была самая большая и красивая школа Ленинского района. Школа выглядела далеко не так как сейчас. Там, где сейчас раздевалка – был вестибюль, где было много цветов. Именно в вестибюле устраивались выставки. Посередине лестницы с первого этажа на четвертый были красные дорожки, по которым имели право ходить только учителя и дежурные. Учащиеся ходили по правой или по левой стороне лестниц.

Первым директором школы была Мария Константиновна Барсук, историк по образованию, проработавшая в школе с 1938 года по 1943 года.

Первые учителя, которые приняли школу – Перфильева Полина Анниподистовна, Сидорович Татьяна Тимофеевна, Гусевская Жанна Давыдовна, Якубонис Александра Павловна. Учителя вспоминают: «Школа начала учебный год в здании школы №43 в третью смену. Было трудно, дети, да и мы тоже приходили в школу уже уставшими. Из-за плотности уроков школа мало проветривалась, электрический свет был слабый и быстро всех утомлял. Долго потом мы удивлялись, как смогли работать в такой обстановке? Ведь одновременно с занятиями педагогический коллектив к открытию школы подготавливал классы и кабинеты. Нам хорошо помогла общественность, особенно авиационный завод, большую помощь оказали и родители.

Музей школы 34. Иркутск

Мы помним, что после проведенного общешкольного родительского собрания, которое проходило в ДК завода, родители обращались с вопросами: Чем помочь? Как лучше оборудовать кабинеты? Предлагали цветы, шторы и т.д. Затем они еще долго рассказывали друг другу как мыли окна в школе, помогали разбирать наглядные пособия и художественно оформлять кабинеты. Оформляли и школу. Школа выглядела всем на зависть – большой вестибюль, колонны, все под мрамор. Чудные широкие лестницы. Это была самая красивая школа. В этой должен был быть и хороший порядок. Этого момента школа и педагогический коллектив учли сразу же. Многие учителя предлагали свое решение вопроса: «Как постоянно поддерживать в школе образцовую чистоту и порядок?». Много было предложений. Радовало то, что директор школы с радостью принималась за все новое, отдавая всю себя для школы. Всем нравилась ее требовательность, настойчивость, но иногда она была слишком криклива. Это ей мешало в работе, но порядок она любила».

В первые дни основной упор сделали на активность учителей. Быстро в работу включилась комсомольская организация и учком. Активно использовали и социалистическое соревнование, ведь без него в те годы мало, где работали. «Да, это было интересно. Мы ходили друг с другом среди школ и находились там весь день, посещали уроки и мероприятия, что проводились в этот день в школе. Мы их тоже приглашали в свою школу. Затем все вместе подводили итоги посещений», - вспоминали впоследствии учителя.

Школа приняла первых учеников в количестве 500 человек, один десятый класс.

С первых же дней в школе было развернуто соревнование между классами. Классы-победители принимали у себя представителей других классов. Они посещали уроки и затем обсуждали увиденное. Каждый класс вместе со своим учителем старались поделиться своим опытом с другими учителями. Все соревнования оформлялись очень красочно и вывешивались в коридоре.

Перед тем как зайти в школу, было выработано единое требование к учащимся, с которыми знакомили учеников перед поступлением в первый класс. «Как сейчас помню, огромный вестибюль, там по классам в линейку выстроены учащиеся и их учителя. Директор зачитывает правила: двигаться по правой стороне лестницы, чтобы не толкаться. В школу приходить со сменной обувью, здороваться с учителями и т.д.», - вспоминает Сидорович Татьяна Тимофеевна. После этого учащиеся расходятся по классам.

Самым старшим классом был десятый. На первом этаже размещались четыре начальных класса. Там работала Богодарова Зинаида, любимые учениками предмет физкультуру вел Симонов, хороший гимнаст. Его любили все ребята. Физкультура проводилась в вестибюле. Спортзала еще не было.

Одежда учащихся была скромной, формы в 30-х и 40-х гг. не было, но придерживались желтых цветов платьев у девочек и костюмов у мальчиков со светлыми рубашками.

Тогда в школах огромное значение придавали комсомольским организациям, да и пионерским тоже. И в школе №34 эта работа была на высоте.

1940-й год. Из воспоминаний первых учеников: «В школе была отличная дисциплина. Ученики бережно относились к наглядным пособиям, к школьному имуществу. Лучшие классы и лучших учащихся сфотографировали и фотографии вывесили в коридоре на доску почета. Активно работал учебный комитет и комитет комсомола. Комсоргом школы был Сергей Багаев. Ребята шествовали над младшими школьниками, выпускали общешкольные и классные газеты, организовывались вечера, ученики ходили на демонстрации. В то время школа была не № 34, а №12. Экзамены проводились в школе каждый год. Отличников было много, желание учиться было у всех В 1940 году комсомольцы школы добились стопроцентной успеваемости.

Военные годы

Первый выпуск школы выпал на 1941 год. Выпускался 10-й класс – самый лучший, как вспоминали учителя. «Их было 22 человек из 10 класса, - вспоминает директор школы Мария Константиновна Барсук, - Выпускной бал был назначен на 19 часов вечера 22 июня, а в 17 часов стало известно о нападении Германии на СССР. Все мечты юношей и девушек были прерваны. Они добровольцами уходили на фронт. Среди них были Голованов Николай, Багаев Сергей, Шпади Леонид, Бирюков Александр, Дзидо Виталий, Строганов Вениамин, Косарев Николай. Их имена золотыми буквами вписаны в историю колы №34». Перед войной ребята были настроены очень патриотично. Многие понимали, что их ждет на фронте, и были готовы к этому. Один из выпускников был Сергей Багаев. О нем учителя впоследствии вспоминали только хорошее: и его дисциплинированность, и любознательность, и спортивность, и его проявление в любом деле смекалку и инициативность. Учителям был просто другом. Ребята его уважали. Был сторонником дисциплины. Из всех предметов больше всего интересовался математикой, литературой, любил занятия физкультурой. Комсорг школьной комсомольской организации, отличник учебы. Совсем молодым ушел он на фронт. Достойно защищал Родину. Воевал в отдельном десантном батальоне. Сергей в годы войны подорвался на мине, был тяжело ранен на реке Болве Калужской области. Но в родной Иркутск больше не вернулся – шагнул в бессмертие. 6 марта 1942 года сержант Александр Багаев погиб, подорвав немецкий танк. В Ленинградской области, под Старой Руссой. В малой Ореховке есть братская могила. Там похоронен Сергей Багаев, первый комсорг школы.

С ноября 1941 года по декабрь 1944 года в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны в здании школы №34 размещался госпиталь №1836. Начальником госпиталя был майор медицинской службы Бобровников Валерий Николаевич. Да, трудно сейчас представить нашу школу иной. Мы так привыкли к нашим уютным кабинетам с партами, доской, портретами писателей и ученых, библиотеке, учительской. В годы войны всего этого не было. На первом этаже у входа в школу – приемный покой, куда вносили на носилках раненых. … «Иногда мне кажется, что я узнал бы этих людей, вернувших мне, солдату, силы и здоровья даже сейчас, хотя со дня Победы минуло сорок лет. Добро не забывается». Это строки из письма Михаила Игнатьевича Корнейко, написанные после выписки из госпиталя.

Да, трудно сейчас представить нашу школу иной. Мы так привыкли к нашим уютным кабинетам с партами, доской, портретами писателей и ученых, библиотеке, учительской. В годы войны всего этого не было. На первом этаже у входа в школу – приемный покой, куда вносили на носилках раненых. А во всех кабинетах, начиная со 2-го этажа, располагались больничные палаты. За все время войны в госпитале было всего два смертельных случая. Медсестры Зинаида Семеновна Зайцева, Лидия Минаевна Литасова спасали жизнь освободителям в этом госпитале. Часто посещали раненых школьники, как могли, помогали облегчить страдания песнями, плясками, стихами. Пели назло ранам, войны, назло врагу! Каким теплом согревали их слова, их нехитрые подарки!

Из воспоминаний учителя естествознания школы №34 Сидорович Татьяны Тимофеевны. «В 1943 году произошло разделение школы на мужскую и женскую. а бывшая 12 получила новый номер – 34 и стала мужской. Борис Степанович Перевертаев (стал директором после Барсук) забрал весь свой коллектив и стали заниматься в двух зданиях. В здании, где сейчас Дворец пионеров, работали старшие классы, где учились одни мальчики. Это были прекрасные ребята, да и коллектив учителей был очень хороший. Степанович. Это было прекрасное время работы, все делалось силами учеников. Да, что это были за юноши? Обрабатывали подсобное поле, где был посажен картофель и другие овощи, там, рядом, были и учительские поля. Бывало, прихожу домой, а мама говорит: «Приходили мальчики и копали огород». Огород был маленький, но помощь мне как женщине (у меня было двое маленьких детей, муж был на фронте) была очень необходима.

Именно в это время в школе появилась традиция – помощь колхозам. Работали на полях: пололи и копали картофель, ухаживали и убирали овощи.

Послевоенные годы. 1948 -1958

В послевоенные годы в здании школы ещё частично размещался госпиталь. Тут же происходили занятия. Учеба в послевоенные была наполнена трудовой деятельностью. Главная работа была тимуровская: у каждого класса были ветераны Великой Отечественной войны, одинокие больные престарелые люди - помогали всем. Кололи и прикладывали дрова, чистили зимой снег возле дома, мыли полы, ходили в магазин, копали и пололи грядки. Занятия по физкультуре проводились чаще всего на улице, на футбольном поле. Часто в школе проводились торжественные собрания, где лучшие ученики читали стихи. Открывались двери зала и пионеры под стук барабана и горна, в парадной пионерской форме проходили на сцену. Весь зал вставал и приветствовал их. Затем проходил концерт и в конце секретарь райкома говорил: «Юные пионеры, к борьбе за дело Ленина будьте готовы!» И все как один отвечали: «Всегда готовы!» И в то время юные пионеры были действительно готовы сделать многое, все, о чём их просили старшие.

Особое внимание шестилетний план развития страны в области образования уделял развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду».

Первым этапом среднего образования была обязательная восьмилетняя школа, создаваемая вместо существовавшей семилетней школы. Такая школа ставила перед собой цель решать успешнее задачи «коммунистического воспитания», трудового и политехнического обучения, обеспечить учащимся более широкий круг знаний, устранить учебную перегрузку, дать возможность серьезнее поставить физическое воспитание детей и развить у них хороший художественный вкус.

1958-1968

Было принято решение завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка). Особое внимание в области образования уделялось развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе. Задачей ставилось обеспечение тесной связи школы с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения «коммунистическое отношение к труду» В процессе учебно-воспитательной работы школа была призвана знакомить учащихся с разнообразными видами труда, помогать школьникам выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать будущую профессию. В то время в школе был мощный педагогический потенциал. Главным был лозунг: «Обучение и воспитание – единый педагогический процесс». Основу закладывали учителя начальных классов. Они, как родные мамы, любили своих учеников. В школе учились дети выпускников. Учащиеся школы получали профессии воспитателей, детских садов, швей - мастеров верхней одежды (в школе был создан целый швейных цех)., автослесарей, шоферов.

Традицией стало выступление лекторской группы учащихся школы перед коллективами цехов и отделов. Ребята рассказывали им о подвиге народа в годы Великой отечественной войны, о замечательном городе Иркутске. Ни в одной школе области не было столько детских клубов по интересам, как в нашей школе! Клуб «Кем быть» знакомил с разными профессиями. В клубе «Ровесницы» собирались девочки, занятия с которыми проводила журналист Алла Чарская. Раз в месяц приезжал симфонический оркестр. Был организован музыкальный лекторий.

В 1961 году впервые человек полетел в космос. Вся школа ликовала. Ребята мечтали стать космонавтами. В школе был митинг, посвящённые полёту Ю. А. Гагарина, на котором выступали учителя, ученики. Стали появляться факультативы, классы с профильным обучением.

В 1964 году на базе школы было образовано городское общество «Знание», и первыми членами общества стали ученики нашей школы.

1968-1978

Это были годы творчество, дерзания, решения важных государственных задач по образованию. Сколько кружков было для ребят. Балетмейстер Театра музыкальной комедии Николай Исаев вёл старшую хореографическую группу, и все встречали рукоплесканиями самодеятельных артистов. Были струнный духовой оркестр, оркестр баянистов, пионерский ансамбль песни и пляски. Сказки и спектакли школьного драмкружка имели большой успех у зрителей. Всё это прививало любовь к искусству, к прекрасному. Кипела и спортивная жизнь. Участие в турнирах по баскетболу, волейболу, футболу.

1978 – 1988

Школа верна своим традиция. Прекрасный хор, превосходный танцевальный коллектив, который покорял сердце зрителей. Всё свободное время многие ребята отдавали спорту. Победи в городских, областных соревнованиях. Гоша Романенко стал победителем первенства Советского Союза по баскетболу. Леонид Шапошников стал чемпионом СССР и Европы по боксу. Педагогический коллектив всегда воспитывал в учениках стремление к знаниям. Именно поэтому у нас так много достойных выпускников, которые стали хорошими специалистами. Школа гордится ими по праву.

1988- 1998

Школа верна своим традициям. Принимаем участие во всех районных, городских и областных соревнованиях. Наш хор – самый лучший в городе. Наши спортсмены занимают призовые места в городских и областных соревнованиях. Ярким событием в школе стал КВН между учащимися и учителями.

А благодарность школе со стороны выпускников, любовь к ней и уважение проявляются в том, что они приводят сюда своих детей и внуков. Целые семейные династии воспитала тридцать четвёртая. Наши дети приходят в те же классы и садятся за те же парты, за которыми когда-то сидели их родители, радуются, грустят, озорничают на уроках. Начала свою директорскую работу в школе Татьяна Ивановна Сахаровская её бывшая золотая медалистка.

1998-2008

2007 год. Школа стала победителем Приоритетного национального проекта «Образования » , выиграв 1 миллион рублей. С 2008 года школа является базовым образовательным учреждением Восточно – Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной академии наук педагогического образования.

Многие выпускники пополнили ряды учителей. Несмотря на трудные годы, знания мы получили прекрасные, но эта замечательная особенность нашей отступает перед той удивительной атмосферой, что царила в ней. Дисциплина, порядок, безупречный внешний вид – всё это воспринималось как что-то естественное, обыденное, но приучало к определённому стилю поведения. Учителя открывали нас, как маленькие звёздочки, и внушали головокружительное чувство, что звёзды должны светить мерцающим, неярким, своим неповторимым светом.

Наши дни

Музей школы 34. Иркутск

Сегодня школа городской и регионально пилотной площадкой по теме «Воспитательная система как фактор высококачественного образования». Научным руководителем школы является Стефановская Т.А., к. п. н., профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, зав кафедрой теории и методики воспитательной работы ИПКРО. Учителями разработана новая программа «Человек. Природа. Общество». В школе проведен прекрасный ремонт.

Реализуется проект «Другая сторона», который помогает социализации ребят, формирует у них гражданскую активную позицию.

Жизнь в новой школе стала ещё интереснее: вечера, праздники, игры на местности (зарницы, где нужно было захватить знамя соперника), спортивные соревнования, спектакли.

Учащиеся неоднократно принимали участие в районных и областных конкурсах художественной самодеятельности.